Прочитал, заинтересовало. Знакомьтесь! СОЗДАНИЕ АВАРИЙНОЙ ОБСТАНОВКИ: ПРАВДИВЫЕ И ЛОЖНЫЕ ОБВИНЕНИЯ. КАК ЗАЩИТИТЬСЯ? по материалам http://vvlaw.com.ua/ Обвинения водителя в создании аварийной обстановки со стороны сотрудников ГАИ являются довольно распространёнными. Причём в последнее время админпротоколы за это нарушение составляются всё чаще, и в ряде случаев обвинение в создании аварийной обстановки выглядит весьма сомнительным. А поскольку санкция за такое нарушение – не только штраф, но и лишение права управления транспортными средствами, то водителям необходимо чётко понимать, когда о таком обвинении может идти речь, а когда нет, и как защищаться в каждом конкретном случае. Ответственность за нарушения, повлекшие создание аварийной обстановки, предусмотрена ч.4 ст.122 КоАП Украины. Для понимания того, в каких случаях говорить о создании аварийной обстановки правомерно, рассмотрим конструкцию этой нормы. Прежде всего, ответственность предусмотрена не за любое нарушение, повлекшее создание аварийной обстановки, а только за предусмотренное другими тремя частями этой же ст.122 КоАП. Правда, список их обширен: превышение скорости более чем на 20 км/ч, проезд на запрещающий сигнал светофора или регулировщика, нарушение правил обгона и встречного разъезда, проезда перекрёстков, начала и изменения направления движения, проезда специальных транспортных средств; несоблюдение требований дорожных знаков, разметки, безопасной дистанции, нарушение правил остановки и стоянки, расположения транспортных средств на дороге, движения по автомагистралям, приоритета транспортных средств общего пользования, пользования внешними световыми приборами, предупредительными сигналами, перевозки людей или движения по тротуарам и пешеходным дорожкам; нарушения правил проезда пешеходных переходов. Как видим, список достаточно обширный. Однако исключительный. Это значит, что за другие нарушения (независимо от их последствий) привлекать водителя к ответственности по ч.4 ст.122 КоАП нельзя! Однако главное не это. Сама ч.4 ст.122 КоАП содержит определение аварийной обстановки: это ситуация, при которой другие участники движения были вынуждены резко изменить скорость, направление движения или принять иные меры для обеспечения собственной безопасности или безопасности других граждан. На практике это означает, что должны существовать участники движения, которым была создана такая обстановка, подпадающая под это определение. Причём эти участники движения подпадают под определение потерпевших, которое даёт ст.269 КоАП. Отсюда следует, что протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.122 КоАП Украины, должен содержать ряд необходимых реквизитов. А именно: в нём, помимо, естественно, данных предполагаемого нарушителя, должно быть указано, какое именно нарушение из вышеприведённого списка он совершил, какой пункт Правил дорожного движения при этом нарушил, а также – данные того участника движения, который был вынужден принимать меры для обеспечения безопасности, и его транспортного средства (если это не пешеход)! Последнее прямо вытекает из требований ст.256 КоАП, которая устанавливает требования к содержанию протокола об административном правонарушении. В частности, обязательно отмечать суть предполагаемого правонарушения, а это значит, что нужно указать, каким именно нарушением, кому была создана аварийная обстановка и в чём это выразилось (какие именно экстренные меры для обеспечения безопасности он был вынужден принять); кроме того, там же как на обязательный элемент протокола указано на данные потерпевших (и свидетелей), если они есть. А само понятие аварийной обстановки, изложенное в ч.4 ст.122 КоАП, как мы уже установили, говорит об обязательности наличия потерпевшего. Более того. Ст.251 КоАП Украины устанавливает, что доказательства совершения административного правонарушения устанавливаются, среди прочего, и пояснениями лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетелей и потерпевших. Таким образом, в случае, если лицо, привлекаемое к административной ответственности, отрицает данное правонарушение, то оно должно быть подтверждено пояснением свидетелей или потерпевших. Без них, по сути, оказывается, что доказательства правонарушения отсутствуют. Исходя из этого делаем вывод: не каждое нарушение Правил дорожного движения, даже грубое, такое, например, как проезд на запрещающий сигнал светофора или выезд на полосу встречного движения, может считаться созданием аварийной обстановки! Для того, чтобы оно являлось таковым, необходимо, чтобы другой участник движения был вынужден резко менять скорость или направление движения или применять другие меры для обеспечения безопасности… С другой стороны, для доказывания того, что такие обстоятельства имели место (т.е. для доказывания состава правонарушения) необходимо, чтобы данные того, кто был вынужден принимать такие меры, были зафиксированы в протоколе, а если сам водитель отрицает создание аварийной обстановки – то в деле должно быть пояснение потерпевшего. Без всего этого протокол следует считать не соответствующим требованиям стст.251, 256 КоАП. Между тем, не секрет, что на практике при оформлении таких правонарушений сотрудники ГАИ, во-первых, часто приписывают создание аварийной обстановки там, где на самом деле её не было; во-вторых, редко фиксируют данные потерпевших и практически никогда не берут у них письменные пояснения для приобщения к протоколу. На этом-то водителю и целесообразно строить свою защиту! Начинается она с момента составления протокола. В своих пояснениях к протоколу (если необходимо, на отдельном листе, обязательно сделав в протоколе отметку о том, что пояснения на отдельном листе прилагаются) необходимо указать, во-первых, своё несогласие с нарушением; во-вторых, если не зафиксировано, кому именно была создана аварийная обстановка, - указать на это и на несоответствие протокола стст.251, 256 КоАП Украины; если данные указаны, но пояснения в деле нет, - то на это и на несоответствие ст.251 КоАП. Далее необходимо немедленно направить жалобу на действия сотрудника ГАИ, составившего протокол, руководителю соответствующего подразделения ГАИ или УГАИ региона. В жалобе указывать на те же несоответствия и просить аннулировать протокол об административном правонарушении. Делать это нужно немедленно, буквально в день нарушения или на следующий! Чтобы админпротокол не успел уйти в суд раньше, чем жалобу рассмотрят. Даже если жалобу, в итоге, не удовлетворят, но отправка дела в суд будет на какое-то время задержана, пока её будут рассматривать, - это уже принесёт свою пользу. Дело в том, что согласно ст.38 КоАП Украины, административное взыскание не может быть наложено позднее 2 месяцев со дня нарушения. Если дело в этот срок рассмотреть не успели, то наложить административное взыскание нельзя, дело подлежит закрытию, хотя и не в связи с отсутствием состава правонарушения, а только за истечением этого срока… Но и это лучше, чем быть лишённым права управления транспортными средствами! Итак, если дело всё-таки отправлено в суд (это нужно узнавать в ГАИ по месту составления протокола или по месту службы составившего его сотрудника ГАИ), то необходимо в обязательном порядке подать письменное ходатайство в этот суд. В ходатайстве настаивать на своей невиновности. Например, если реально участника движения, который бы был вынужден принимать экстренные меры для обеспечения безопасности, не было, - указать на это. Если данные потерпевшего не указаны в протоколе, также обязательно отметить это и сослаться на несоответствие протокола стст.251, 256 КоАП, а если в деле нет пояснений потерпевшего, данные которого указаны, - только ст.251 КоАП. В ходатайстве просить вызвать в суд сотрудника ГАИ, составившего протокол, в связи с наличием к нему вопросов (например, кому именно была создана аварийная обстановка, почему не зафиксированы данные потерпевшего, нет отобрано у него пояснение, и т.п.), если в протоколе указаны данные потерпевшего и свидетелей – то и этих лиц. Также просить закрыть дело за отсутствием состава административного правонарушения. Практика показывает, что эти лица часто не являются в суд, и их приходится вызывать повторно, а если и являются, то их пояснения часто не подтверждают того, что аварийная обстановка действительно была создана. Это ходатайство необходимо отправить по почте заказным письмом с уведомлением о вручении на адрес суда, куда направлен протокол. Также может быть полезным обращение к адвокату для ведения такого дела об административном правонарушении. Практика показывает, что в случае присутствия адвоката судьи практически не прибегают к упрощению процедуры рассмотрения дел, которое, если оно имеет место, на практике приводит к тому, что в обстоятельствах данного конкретного дела никто не разбирается, а водителя привлекают к ответственности, часто необоснованно, "проштамповывая" составленный сотрудниками ГАИ протокол. А последствиями этого может быть лишение права управления транспортными средствами... Затем в канцелярии суда необходимо узнать, к какому судье попало это дело, и на когда назначено его рассмотрение. На практике, хотя это и является грубым нарушением закона, повестки лицам, привлекаемым к административной ответственности, часто не рассылаются вообще! А затем дело рассматривается заочно, в их отсутствие, и в значительном количестве случаев налагается административное взыскание в виде лишения права управления транспортными средствами! Такого исхода лучше не допускать, а заранее узнать дату заседания (можно и в письменном ходатайстве указать, что просите уведомить о дате заседания заказной почтой). Присутствуя на заседании суда, поддержать своё ходатайство. Здесь надо учитывать, что вызов указанных в ходатайстве лиц, помимо того, что может помочь доказать отсутствие аварийной обстановки, часто ещё и приводит к тому, что дело не успевают рассмотреть до истечения срока наложения административного взыскания. А следовательно, лишить водителя права управления транспортными средствами оказывается невозможным. Кстати, по этой же причине на практике водителя устраивает, если дело возвращается судом на дооформление соответствующему органу ГАИ: на это уходит время… При таких условиях защита водителя, необоснованно обвинённого в создании аварийной обстановки, может быть весьма эффективной, а условием привлечения к ответственности того, кто действительно виновен в таком нарушении, является правильное оформление админпротокола и сопуствующих документов сотрудниками ГАИ. Памятка по составлению пояснений к протоколу об административном правонарушении о превышении скорости На что обращать внимание в тексте протокола и обстоятельствах происшедшего: Наличие других транспортных средств, скорость которых может быть предъявлена Вам; правильность установки знаков 5.45 (начало населённого пункта) и 5.46 (конец населённого пункта) – на границе фактической застройки, прилегающей к дороге; зона действия знаков ограничения скорости (до ближайшего перекрёстка или конца населённого пункта); наличие пломбировки на приборе, которым измеряется скорость, и документов о допуске данного типа средства измерительной техники к применению в Украине и о поверке данного экземпляра средства измерительной техники; указание в протоколе точного значения скорости, типа и серийного номера средства измерительной техники, которым она измерена, погрешность прибора при измерениях. Что писать в пояснениях к админпротоколу в зависимости от указанных обстоятельств Виміряна швидкість належить іншому транспортному засобу (по можливості вказати марку і номер), доказів її належності моєму транспортному засобу – немає, на порушення п.2.1 Інструкції, затвердженої наказом МВС №1217, не надано фото- або відеодоказів належності виміряної швидкості саме моєму транспортному засобу; Швидкість виміряно поза межами зони обмеження, встановленого заборонним знаком (після перехрестя або кінця населеного пункту); Різниця між виміряною швидкістю і тією, за рух з якою не передбачено відповідальності, не виходить за межі похибки вимірювань; Відсутні документи про допуск даного засобу вимірювальної техніки до застосування в Україні, повірку, похибки при вимірюваннях, що робить вимірювання незаконними у відповідності до Закону України „Про метрологію та метрологічну діяльність”; Знаки 5.45, 5.46 встановлені із порушенням вимог ПДР – не на межі забудови, що прилягає до дороги, а на значній відстані від неї, за таких умов вважати, що зазначена територія відповідала обом ознакам населеного пункту (забудована та позначена відповідними знаками) у п.1.10 ПДР не можна, отже, не можна вважати, що ділянка, на якій виміряна швидкість, відноситься до населеного пункту. Памятка по составлению пояснений к протоколу об административном правонарушении по делам о создании аварийной обстановки. На что обращать внимание в тексте протокола и обстоятельствах происшедшего Имелись ли реально участники дорожного движения, которым роздана опасность или препятствие; какие именно действия они предприняли, и были ли их действия резкими; указаны ли их данные в протоколе об административном правонарушении в качестве потерпевших или свидетелей Что писать в пояснениях к админпротоколу в зависимости от указанных обстоятельств «Викласти, у разі незгоди із самим порушенням, свої аргументи про цю незгоду. Учасників дорожнього руху, яким ніби-то було створено аварійну обстановку, насправді не було, аварійна обстановка нікому не створювалася, різкої зміни швидкості або напрямку руху, інших заходів для забезпечення безпеки ніхто не вживав; Даних осіб, яким ніби-то була створена аварійна обстановка, у протоколі не вказано (на момент пред’явлення мені протоколу), незважаючи на те, що відповідно до КпАП України такі особи є свідками або потерпілими, й у разі їх наявності (яка є обов’язковою, якби була дійсно створена аварійна обстановка) їх дані повинні бути вказані у протоколі на підставі ст..256 КпАП, без цього протокол є невідповідним вказаній нормі закону і не може бути розглянутий» Памятка 1. По требованию работника милиции (инспектора дорожно-патрульной службы) остановиться с соблюдением требований Правил дорожного движения (ПДД). 2. Не выходить из машины. Ни один нормативно-правовой акт водителя к этому не обязывает. 3. На безлюдной дороге (в темное время суток) опустить дверные фиксаторы вниз. 4. Разговаривать с работником ГАИ через слегка приопущенное стекло. 5. Выслушать (как правило) невнятное представление работника ГАИ, в котором он обязан назвать свою фамилию и звание (основание - ч. 2 ст. 5 Закона "О милиции"). 6. Переписать номер жетона работника ГАИ. 7. Узнать причину остановки (основание - пп. "в" п. 2.14 ПДД). 8. При обвинении в нарушении ПДД, уточнить соответствующий пункт ПДД и статью КоАП. 9. НЕ СОГЛАШАТЬСЯ с заявленным нарушением и изложить свою точку зрения (отсутствие нарушения) на ваши действия на дороге с ссылкой на соответствующие пункты ПДД. 10. При игнорировании ваших аргументов и в случае проявления первых признаков невежливого отношения потребовать предъявить служебное удостоверение (основание - ч. 2 ст. 5 Закона "О милиции"). Фамилию, имя, отчество, звание и должность из удостоверения переписать на лист бумаги для возможной подачи жалоб в прокуратуру, суд, отдел внутренних расследований и четко озвучить данные намерения. 11. Еще раз четко заявить о своем НЕСОГЛАСИИ с нарушением и САМОСТОЯТЕЛЬНО предложить составить АДМИНПРОТОКОЛ в 2-х экземплярах и выдаче его Вам для последующего обжалования его в суде и т.д. (ст. 258 КоАП), а не только получить постановление об админнарушении. 12. Напомнить о существовании уголовной ответственности по ст. 366 УК «Службове підроблення» при составлении протокола. 13. И только после этого передать документы на право управления транспортным средством над приопущенным оконным стеклом. 14. При требовании предъявить содержимое багажника (либо салона) потребовать пояснения причин досмотра транспортного средства (основание - пп. "в" п. 2.14 ПДД). 15. Услышать невнятные пояснения, сопровождающиеся настойчивыми требованиями выйти из машины и открыть багажник автомобиля. 16. Разъяснить работнику ГАИ, что досмотр транспортных средств проводится только в случаях административного задержания и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления. 17. Услышать напутствие: "Щасливої дороги". Если напутствие, указанное в п. 17, не услышано: 18. Предложить составить протокол админзадержания либо протокол задержания по подозрению в совершении преступления. 19. Потребовать разъяснить (зачитать) права задержанного лица и вручить их разъяснение в письменном виде (основание - ч. 8 ст. 5 Закона "О милиции"). 20. Услышать напутствие: "Щасливої дороги". Если напутствие, указанное в п. 20, не услышано: 21. Позвонить по телефону доверия Департамента ГАИ МВД Украины (044) 272-46-59 (который заранее должен быть записан в память мобильного телефона) и сообщить о попытке провести незаконный досмотр транспортного средства. Кроме указанного рекомендуется иметь телефоны доверия управлений ГАИ областей, городов Киева и Севастополя, которые можно увидеть на официальном сайте Департамента ГАИ МВД Украины. 22. "Додавить" вежливым предложением вскрыть багажник самостоятельно. 23. Предупредить, что все действия, которые собирается осуществить ИДПС своими руками, требуют присутствия двух понятых и обязательного составления протокола досмотра, осмотра либо обыска (основание - ч. ч. 4, 5 ст. 264 КоАП, ст. ст. 181, 188, 190, 191 УПК). 24. Обжаловать действия работников ГАИ в прокуратуру (суд), подать заявление в отдел внутренних расследований… РАДИКАЛЬНО изучайте нормативную базу!!
хм спасибо интересно и вот у меня как раз жизенная ситуация правда была она еще в июне, у нас убили несколько пенсионеров жестоко и прибыл отряд или х3 шо беркута с автоматами и злобными лицами, выглядели очень устрошающе, вечером с товарищем ехали на мафынке, нас тупо подрезал беркутовская нива новая оттуда вылезло 4 чела с автоматами "попросили" нас из машины, там был как я понял оперативный сотрудник он как бы "обьяснил" что проводится спец операция, они обшаманали нас потом машину, ничо не нашли развернулись и уехали...вопрос что в такой ситуации делать? дверь не откроешь так они ее выламают нахер и скажут шо так и было, а откроешь уже ничо им не предьявишь если захотят шота найти - найдут...помню что они врроде имеют право досматривать только при опере и с санкцией при понятых, но вопрос как этого добица в подобной ситуации...
Хех, и без того оборзевшим мусорам теперь ещё дали право судейства. Продолжаем уверенно двигаться в жопу, господа. =)
кроме сотрудников гаи никто не имеет право останавливать автомобиль, так же как и сотрудники гаи не имеют права обыскивать машину, можно помоему спокойно уехать.... на ниве всёравно хрен кого догониш
ментовские машины отличаются от стандартных "начинкой"))тобишь ментовская нива гораздо мощнее обычной)
сомневаюсь.... это раньше деньги в это вкладывали, а щас проще нормальную купить.... хотя всёравно пасат 1.8Т с мигалками менты сами говрили больше 195 не идёт
у них тож есть свое "помоему" вы помоему в нас целились из пистолета и поэтому... просто когда дома сидишь читаешь все отлично думаешь ну от в следующий раз я им нарассказую, а вот в такой ситуации как я написал даже времени нет шоб все обдумать все моментально происходит....от я и хотел узнать как себя вести... тут же есть люди грамотные в правовых и прикладных отношениях с милицией, тошо у нас то что на бумаге радикально отличается от тогочто на практике происходит...
Cas ты им ничего не докажешь и ничего не сделаешь!!! Остаеться только терпеть!!! По закону они должны это делать с сотрудником ДПС
Re: Не согласен на все 1000%. Доказывал и доказываю, делал и делаю и всё это довольно успешно! Никто не мешает Вам в инете найти инструкцию их и Кодекс об административных правонарушениях и почитать. Там всё написано доступным языком. Если вам лень это делать или считаете это не нужным, то это уже ваш проблемы и можете терпеть дальше. В суде отбивал ВИЗИРевсике фотографии с постановлениями и суды отменяли их. В первую очередь, нужно с пониманием отнестись и не быковать (ну конечно можно побыковать, если здоровья много. Но поверьте, после его будет практически "0"). При осмотре автомобиля, должны быть как минимум два понятых и при этом должен составляться протокол осмотра транспортного средства. Есть замечательное средство, как камера мобильного телефона. Все действия можете записывать и свои требования (законные) тоже, никто при этом не будет ломиться в машину. Если видите, что ситуация накаляется, то пусть лучше отвезут в отделение, чем отбуцают там на месте. Найти способ сообщить близким или друзьям, те в свою очередь пусть возьмут адвоката и едут к Вам в отделение. При адвокате разговор совершенно иной. Пусть вы отдадите адвокату 500 грн., но за то будет результат. После можно все эти действия обжаловать. Органов более чем достаточно. Если Вас побили и не важно есть на вас синяки или нет (как правило нет) идите в больницу на освидетельствование, т.к. даже если на вас нет синяков, то внутренние повреждения будут всегда. Идите в прокуратуру и пишите жалобу, они будут обязаны направить Вас на освидетельствование. Вот в кратце. Если инетерсуют какие либо вопросы то можете их задавать на сайте http://mgf-consulting.at.ua/ Там есть форум. Сайт ещё дорабатывается, но работает. Я сам адвокат. Онлайн консультации бесплатны))))))